Андрей Максимов: Ребенок имеет право на полную, насыщенную жизнь, в которой его уважают

Новости

Андрей Максимов: Ребенок имеет право на полную, насыщенную жизнь, в которой его уважают

И вот о чем я думаю. В любой науке есть открытия. Любой практик, занимающийся этой наукой, обязан сии открытия знать, правда? Вывод банальный, то есть абсолютно верный. Есть только одна наука, открытия в которой практиков не интересуют вовсе. Это наука называется педагогика.

Вот, например, основатель русской научной педагогики — основатель!!!! — Константин Дмитриевич Ушинский пишет: «Задача уроков на дом и вследствие того возложение почти всего труда учения на одних учащихся есть одно из наибольших зол, одолевающих наши русские училища. — И дальше: — Все учение должно совершаться в классе не только при учителе, но вместе с учителем, без всяких домашних уроков и задач».

Необходимо распознать в человеке талант и именно его воспитывать

В отечественной педагогике большего авторитета, чем Ушинский, не сыскать. И что? Кто его слушает? Никто… Потому что то, что во всех науках считается открытием, в педагогике — не более, чем мнение. Почему так повелось, не знаю…

Когда Фрейд впервые громогласно и подробно заговорил о подсознании, — все признали это за огромное открытие в психологии. Когда Ушинский говорит о том, что домашнее задание приносит вред, потому что всякое обучение без педагога — вредно, — это за открытие не считается отчего-то.

Почему такое пренебрежение к тому, что делают педагоги, я понять не могу. Но оно, безусловно, существует.

Буквально в ближайшие дни в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» должна выйти моя биография великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. У многих учителей-практиков я спрашивал: «Кто такой Песталоцци?» Все радостно отвечали: «Великий педагог!» «В чем состоит его открытие?» — интересовался я. Все мрачно молчали. Хотя таких открытий несколько, и гении педагоги, такие, как Януш Корчак, Мария Монтессори, в своей деятельности использовали их. Но современные учителя про сии открытия не ведают.

Учителю не знать, что такое «Метод природосоответствия» Песталоцци — это примерно то же самое, что педагогу не ведать, что такое подсознание. Однако не ведают и учат.

Метод природосоответствия Песталоцци может очень пригодиться родителям, бабушкам и дедушкам. В чем же его суть?

Песталоцци считал: любой педагог — школьный или родитель — должен сначала изучить своего ученика, понять — какие устремления, таланты заложены в нем с рождения, а уж потом учить, то есть развивать то, что природой заложено. Нельзя всех обучать всему. Необходимо распознать в человеке талант и именно его воспитывать.

В школах Песталоцци обучалось много беспризорников, как сейчас бы сказали, — трудных детей. Благодаря методу, за несколько месяцев они превращались с совершенно иных, нормальных ребят. Другими словами: открытие Песталоцци на практике доказало, что оно работает.

И что? Это открытие не только не используется, но о нем просто не знают. Ни учителя, ни родители. И это только одно — хотя и главное — из открытий Песталоцци. Есть еще. Практически необходимые, нужные и…забытые.

Все знают, что Януш Корчак — великий педагог, который вместе со своими воспитанниками пошел в немецкую газовую камеру и погиб в концлагере. Хотя ему и предлагали свободу.

Это, без сомнения, великий подвиг. Но что он делал до этого как педагог? Януш Корчак открыл, развил и, если угодно, — доказал этические принципы взаимоотношений родителей и детей, учителей и учеников.

Корчак считал, что педагогика — это не наука о детях, а наука — о людях. Дети — это люди. И, соответственно, с ними надо общаться, как с людьми, то есть на равных.

«Не надо путать хорошего ребенка и послушного ребенка!» — призывал великий педагог Корчак. В словосочетании «послушный взрослый» нет никакой положительной коннотации, почему же нам так нравится: «послушный ребенок»? Мы не понимаем, что послушный ребенок вырастает в послушного взрослого? И что хорошего? Корчак настаивал, что общение детей и взрослых — это процесс взаимного обучения. Взаимного, понимаете? Чему-то мы учим детей, чему-то мы у них учимся.

Ребенок имеет право на полную, насыщенную жизнь, в которой его уважают

Кстати, первое право, которое, был уверен Корчак, должно быть у детей: право на смерть. Этот вывод настолько парадоксален, что его, конечно, можно трактовать по-разному. Одна из трактовок: дай Бог, конечно, любому ребенку прожить как можно дольше, но тем не менее он может умереть в любой момент, а, значит, имеет право прожить каждый день как последний. Не верно общаться с детьми с прицелом на будущее: мол, мы сегодня научим тебя тому-то и тому-то, чтобы в будущем это помогло тебе жить. Как и взрослый, ребенок живет здесь и сейчас. И поэтому имеет право на полную, насыщенную жизнь, в которой его уважают.

А теперь представьте, как выглядела бы наша жизнь, если бы великие педагоги были услышаны? Если бы детям перестали задавать домашние задания; если бы сначала учеников изучали и находили тот талант, который следует развивать, а уж потом бросались бы обучать; если бы к детям относились, как к людям — с тем же уважением и пониманием, что у них можно много чему научиться…

Мы совсем иначе образовывали бы наших детей и в результате жили бы совсем в ином мире.

Это я только про три открытия рассказал. Их больше, гораздо больше.

Не слышим. Не видим. Не замечаем. Не используем.

Оцените статью
Beeidea.ru
Adblock
detector