Почему из уральских городов исчезают бесплатные ледяные горки

Новости

Почему из уральских городов исчезают бесплатные ледяные горки

Почему из уральских городов исчезают бесплатные ледяные горки

Сертифицированная горка отвечает всем требованиям безопасности, к тому же при ней неотлучно находится дежурный сотрудник. / Татьяна Андреева/РГ

Быстро

В Тюмени знают, сколь масштабной может быть борьба с горками. В январе нынешнего года власти постановили снести ледяную катушку в деревне Ушакова, которую посещала добрая половина города, и череду горок возле Гилевской рощи. Повод для расправы над местами зимних забав железный: в прошлом году Россия приняла техрегламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов», который приравнивает ледяные горки высотой более 40 сантиметров к аттракционам. Следовательно, объект выше колена уже подлежит обязательной сертификации и госрегистрации. А эксплуатировать его, то есть кататься на ледянке, разрешается только после официального заключения специалистов компаний, осуществляющих техпроверку.

Согласно техрегламенту объект выше колена уже подлежит обязательной сертификации и госрегистрации

С тех пор в регионах страны пролилось немало слез ребятишек, наблюдавших, как трактора крушат их любимую забаву. Задумались о праве горок на существование и взрослые, ведь за нелицензированный аттракцион грозит штраф. Частнику — от одной до двух тысяч рублей, должностным лицам — 10-20 тысяч, не зарегистрированным в качестве юрлиц — 20-30 тысяч, а юридическим лицам и вовсе от 100 до 300 тысяч рублей. В Новосибирске одна из управляющих компаний, во дворах которой на протяжении восьми лет жильцы возводили из снега горки, получила после новогодних праздников уведомление о штрафе — 150 тысяч рублей. УК год судилась, отстаивая право граждан на создание таких объектов, но удалось только снизить сумму штрафа до 30 тысяч рублей. В нынешнем году от горки отказались наотрез.

— Там ГОСТ прописан на 24 листах! Как же его соблюдать-то? — недоумевает Руслан, глава одного из екатеринбургских ТСЖ. — При этом говорится, что горка — старинная русская забава. И то правда, забава — суметь обеспечить выполнение всех нормативов, начиная от строительства и заканчивая присутствием инструктора при объекте! Проще не рисковать.

Как следует из ГОСТа 56987-2016 «Горки зимние. Требования безопасности при эксплуатации», аттракционы должны быть изготовлены из сертифицированных дерева, льда или сочетания этих материалов. Качество воды, которой заливают скат, — соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (проще говоря, она должна быть питьевой). Виражи — под запретом, скаты и выкаты — только прямые и плавные. За каждой горкой закрепляется ответственный — ИП или юридическое лицо, ежедневно проверяющий аттракцион, и так далее. «Все это сделано для того, чтобы избежать трагических случаев. Ведь мы идем развлекаться, чтобы получать положительные эмоции, а не переломы», — объясняют в надзорных органах.

Ну а итог понятен. Скажем, на всей территории Челябинска на момент подготовки материала не оказалось ни одной официально зарегистрированной, а значит, легальной ледяной горки. Как сообщил начальник отдела по регистрации аттракционов управления Гостехнадзора челябинского минсельхоза Сергей Кузнецов, документы на такие объекты либо еще только поступают на рассмотрение, либо оформляются. Поэтому сообщить, сколько их построили, можно будет в начале января.

По оценкам экспертов, как минимум треть УК решила нынешней зимой не заморачиваться с получением разрешительных документов и отказаться от скользких идей. Но поперек общественников, решивших своими силами возвести снежный аттракцион, пока никто не идет. Тем более в небольших городках и поселках, куда, надеются местные, надзорные органы не нагрянут с проверкой.

— Кому горка может помешать? С детства всеми нами опробована. Ну да, набивали порой шишки, но ведь и на ровном месте поскользнуться можно, — рассуждает Дмитрий Орлов, вот уже почти полтора десятка лет строящий горки в своем родном Невьянске.

Первую он залил для сына. Сын вырос — проект остался, а в городе у Дмитрия появилась группа поддержки, которая с наступлением зимы берется за лопаты и лейки. День общей работы — и покатушка длиной 50 метров готова. За порядком тоже следят сами. Объект, построенный активистами, неформально признала и мэрия — рядышком установили мусорные контейнеры, и на данный момент расправляться с ним местные власти не планируют.

— Регламентировать дворовые забавы — дело неблагодарное, — уверен Дмитрий. — Другое дело — территория общественная, в праздничное обустройство которой вкладываются немалые бюджетные средства, да и аттракционы там чаще всего платные.

Круто

Власти Краснотурьинска, города на севере Свердловской области, еще в сентябре заявили землякам, что нынче горок в новогоднем городке скорее всего не будет. Мэр Александр Устинов причину объяснил, но народ его все равно не понял. И тогда местные власти потребовали от главной подрядной организации, отвечающей за возведение снежного городка, решить вопрос с сертификацией. «Все успели сделать. Горки к празднику будут!» — радостно сообщили нам в пресс-службе администрации Краснотурьинска.

В Тюмени власти обещают построить более 30 бесплатных горок. Накануне новогодья на площади у драмтеатра уже открыли две ледяные и шесть деревянных. Правда, пронестись с ветерком пока не получается — тепло, поэтому картонки, дощечки и прочие приспособления прилипают ко льду. Но народу не убывает — на каждой лестнице очередь.

— Не менее полутора месяцев ушло на все проверки, тестирования и разрешения, — признался «РГ» Павел Зубакин, директор екатеринбургского ЦПКиО, где на днях открыли самую масштабную новогоднюю горку в стране — высотой 17 метров и со скатом протяженностью 140 метров.

Все подводные камни нового техрегламента руководство парка прочувствовало еще прошлой зимой, когда едва успели получить необходимые сертификаты и открыли аттракцион в канун 31 декабря. Сейчас ошибки учли и заранее вызвали из Краснодара специалистов компании, имеющей право на техническое освидетельствование объекта и выдачу сертификата. Проверялось все: устойчивость конструкции, соответствие ГОСТу, меры безопасности, скорость спуска, возможности торможения и т. д. Понятно, что приезд и работа контролеров оплачивалась принимающей стороной. Но в итоге необходимые документы получены вовремя, а стоимость горки, по словам директора, выросла примерно на пять процентов.

В рублях ее озвучивать не стали, но, предполагаем, сумма внушительная: объект-то уникальный. Судя по предложениям компаний, специализирующихся на строительстве горок (а таких, как выяснилось, десятки), цена зависит в основном от крутизны склона. За возведение небольшой, до двух метров, покатушки бизнес просит более 50 тысяч рублей. Чем выше и больше скатов, тем серьезнее запросы: от 350 тысяч до полумиллиона.

И сердито

Как же все-таки получить нужный документ, если ресурсы на строительство найдутся?

По закону все зимние горки относятся к немеханизированным аттракционам и подразделяются на три группы: высотой до двух метров (RB-3), до восьми (RB-2) и выше (RB-1). Для первых двух категорий (а выше, например, в Челябинской области обычно и не строят) достаточно декларирования безопасности в заявительном порядке. Для этого собственнику сооружения достаточно завести «Личный кабинет» на сайте Росаккредитации и вызвать для проверки объекта специалистов испытательной лаборатории. Полученные от них документы нужно передать в Гостехнадзор, где объект будет зарегистрирован и получит разрешение на использование.

Однако на деле в этом году возникло немало сложностей: аккредитованных испытательных центров не хватает (по данным Гостехнадзора, в Челябинской области их только семь), а потому ожидание проверки может затянуться, да и обходится она недешево: за выезд на место эксперты, как правило, требуют порядка 100 тысяч рублей.

Подорожание объекта владельцы горки чаще всего компенсируют повышением стоимости билета. В пригороде Тюмени уже запустили пять официальных зимних аттракционов. Цены устанавливают бессистемно, кто во что горазд. На территорию одних вход бесплатный, а рубль там сшибают за прокат тюбинга: полчаса — 225 рублей, два часа — 700. Со своей ледянкой, понятно, нельзя. В локациях попроще умудряются содрать деньги за вход — 100 рублей за ребенка, 200 — за взрослого, но прокат инвентаря тут ощутимо дешевле — часовое катание стоит 150 рублей. Третий вариант — заехать на территорию за 500 рублей на личном авто, зато все аттракционы на площадке будут дармовые.

Ну а подростки за неимением безопасных и бесплатных ледяных трасс ищут альтернативные варианты доступного зимнего экстрима: практически каждый день водители, проезжающие по Червишевской развязке, наблюдают, как по склонам на самодельных устройствах летает отчаянная молодежь. Да, страшно — рядом объездная дорога. Но дешево и сердито.

Оцените статью
Beeidea.ru
Adblock
detector