Сначала было, конечно, совсем непонятно, почему мы согласились продлить эту зерновую сделку — правда, сроком всего на 60 дней.
Песков при этом сказал:»Надеемся, что другая сторона тоже будет выполнять условия».
Это как вообще понимать? Два раза уже кинули, надеемся, что на третий раз у них совесть появится? Ведь возят они это зерно — в Европу, а ни в какие не бедные страны, что было главным условием нашего договора.
А, ну да… нас и так везде постоянно кидают, одним разом больше — одним меньше… А мы все верим и верим в лучшее… Что Байден вдруг в одно прекрасное утро проснется коммунистом. А фон дер Ляйен попросится в свою альма-матер — в свой гинекологический кабинет гинекологической клиники, где ее в свое время нашли европейские мегастратеги. А народ Европы потребует на ее место — Главы Европарламента — Сару Вагенкнехт…
Да что еще за леопольдовщина? Сколько можно?
А между тем выяснилась настоящая причина нашего согласия.
Ведь наши «соседи» хотели продления этой сделки на год. Или хотя бы на полгода. Ну самое меньшее — на 120 дней, как в прошлый раз. Но наши сказали — шестьдесят!..
Что это за цифра такая интересная?
14 мая в Турции пройдут выборы! Одновременно — парламентские и президентские. В этот день все может измениться… Или — остаться как есть.
Расклад понятен. Нынешний хозяин Анкары нам конечно не «стратегический союзник». Но он хотя бы не враг, и на том спасибо. Проводит свою собственную независимую политику.
Что невероятно раздражает его западных «партнеров». И они (партнеры) открыто пытаются его свалить.
Да и обстоятельства к этому располагают. Чисто экономически в Турции сейчас — все очень непросто. Даже — нехорошо! Уже летом прошлого года годовая инфляция достигла 80%. Ценники на энергоносители выросли на 150%, продукты потяжелели вдвое, а лира усохла в 2,5 раза.
И у Эрдогана сейчас все на волоске. По последним соцопросам, кандидат от турецкой оппозиции 74-летний Кемаль Кылычдароглу уже определил действующего президента по уровню популярности. Его рейтинг составил 55%, против 45% у Эрдогана, и шансы на победу у Кемаля с каждым днем возрастают.
Он и его оппозиция настаивают сейчас на трех сюжетах:
1. На возможном бегстве Эрдогана в США в случае проигрыша на выборах. Мол, для этого давно созданы специальные фонды, через которые осуществляются переводы миллионов долларов ежемесячно на американские счета.
2. Путч 2016-го года был срежиссирован самим Эрдоганомом. По словам Кемаля, переворот был нужен президенту лишь как повод для основательной чистки всего государственного аппарата от конкурентов, неблагонадежных лиц и главное – военных.
3. Землетрясение, по их словам, показало, что именно из-за халатности Эродгана беспредел и коррупция в сфере строительства достигли гигантских масштабов. А цена всего этого – более 48 тысяч погибших.
И если на выборах победит ставленник Запада… Наши отношения с Анкарой как минимум усложняются.
Еще хуже будет самому Эрдогану. Вплоть до его физического устранения.
Ведь Кемаль, вероятно, объявит амнистию — и на свободу выйдет почти 1500 высокопоставленных турецких силовиков, осужденных за путч 2016 года. Многих из них восстановят в должности, и тут начнутся вопросы к тем, кто против них проводил следственные мероприятия. За ними подтянутся еще несколько десятков тысяч пострадавших по ходу пьесы. Начнутся судебные процессы, а, может, что еще похлеще.
Так что для янычара сейчас — «это есть наш последний и решительный бой…»
И зерновая сделка для Реджепа Эрдогана является, как ни странно, сейчас едва ли не главной козырной картой. Именно он считается ее «отцом». Что приносит ему как политические, так и экономические очки — ибо Турция имеет неплохую маржу от зернового транзита, получая много дешевого зерна.
Известно, что были переговоры между «дружественными сторонами». Где одни очень просили не вставлять палки в колеса, а другие — пошли навстречу.
И теперь понятна вся наша стратегия.
— Если на выборах победят недружественные силы — через три дня сделка будет прекращена.
— Если победят «те кто надо» — поговорим по ситуации.
Конечно, нам хочется, чтобы наши жестко посылали всех тундрой, но стратегически сейчас важно другое — чтобы 14 мая победил Эрдоган… Ведь на кону и наш газовый хаб, и параллельный импорт, который еще может восстановиться, и шведы в НАТО, и атомная станция Аккую…
Бочкарев Александр