Роялти (royalty): что это такое во франшизе, объяснение простыми словами, расчет, договор, размер, оплата, выплаты

Роялти: зачем его нужно выплачивать, размер ставки

Так как бизнесом я занимаюсь не первый год, хочу поделиться с вами своим опытом и рассказать о таком явлении, как роялти. Что это такое и где применяется.

Само понятие «Royalty» ведет начало из глубин французского средневековья. В переводе с латинского означает «королевский» или «царский». Со временем термин потерял смысловое значение, чаще встречается в деловых бумагах, где фигурируют такие понятия как деньги, прибыль, финансы. Речь идет о лицензионном платеже, который берется за пользование правом, но само право не покупается.

Что такое роялти

Роялти – это лицензионное вознаграждение, компенсация в денежном выражении за пользование патентом, авторскими правами, франшизой, природными ресурсами и так далее. Простыми словами роялти — это ежемесячная плата за то, что субъекту разрешено пользоваться чужой торговой маркой, авторскими правами, логотипом и так далее, получать за это коммерческую выгоду.

Для чего нужен

Предприниматель, открывая свой бизнес по франшизе, которую ему предоставляет раскрученная компания, становится обладателем права использовать известный бренд, логотип, часто его сайт. Не отвергает поддержку со стороны франчайзера.

За это предприниматель платит:

  • паушальный взнос, представляет собой фиксированную сумму (стоимость франшизы) и оплачивается перед началом деятельности.
  • оплата рекламы и маркетинговых услуг в виде консультаций, обучения персонала, пользования многоканальным телефоном. Она включается в роялти или учитывается отдельно.
  • ежемесячная оплата за легальное пользование брендом.

Некоторые франшизы выдаются бесплатно или имеют минимальную стоимость. Все просто: компания получает доход от реализованной продукции. Например, партнеры мясокомбината закупают мясную продукцию на фиксированную сумму, продажная стоимость которой уже с наценкой.

Предприятия, где отсутствует паушальный взнос:

  • кофейня Coffee in Express – кофейня самообслуживания;
  • бижутерия от Langery – европейский бутик;
  • магазин обуви Soho;
  • ателье мебели Mr.Doors;
  • E-motion – станционный автоматизированный прокат электросамокатов и велосипедов.

Royalty и арендная плата имеют много общего. Интеллектуальная собственность или торговый бренд не покупается, а только используется. Когда договор расторгнут, и прекращаются выплаты, заканчивает свое действие и франшиза.

Роялти – это одно из условий, при котором может существовать франчайзинговая система. Если франчайзер получит только паушальный взнос, его интерес к дочернему предприятию тотчас пропадет. Зато появится риск потери репутации только потому, что франчайзи не справился с возникшими проблемами.

Если не будет паушального взноса, то предприниматель может оказаться недобросовестным франчайзи. Результаты его деятельности могут оказаться плачевными для бренда в целом.

Высокий процент роялти приведет к тому, что предприниматель будет не в состоянии развивать собственный бизнес.

Задача роялти – побуждать франчайзера к поддержке подопечного, так как его успешная работа увеличит прибыль всей компании.

Виды роялти

В нашей стране термин не применяется, чаще используется словосочетание «лицензионное соглашение». Оно распространяется на объекты интеллектуальной собственности. К ним относят:

  • патенты;
  • компьютерные программы;
  • уникальные образцы;
  • формулы;
  • авторские права на художественные произведения;
  • франшиза;
  • товарный знак;
  • другое.

Иногда процент начисляют не на общий оборот, а на чистую прибыль. Процентный роялти не очень любят франчайзеры, так как часто франчайзи занижают данные по оборотам, чтобы сэкономить на роялти. Он выражается:

  • В зафиксированном виде. Ставка взимается каждый месяц. Если бизнес носит сезонный характер, то раз в сезон.
  • Комбинированный вид предполагает процент с оборота, но есть минимальный предел. Например, 5% с оборота, но не меньше 12 тыс. руб. в месяц.
  • В скрытом виде. При закупке товаров у головной компании роялти уже заложен в стоимость товара.

Когда оплачивается

Когда достигнут баланс интересов и ставка принимает разумные значения, составляется договор. В нем обязательно прописываются сроки всех выплат:

  • ежемесячно;
  • ежеквартально;
  • раз в полгода;
  • раз в год.

Если речь идет о плате за месяц работы, то это роялти. Чем длиннее промежуток между платежами, тем выгодней для компании. Расчет комиссии непрост, зарплата бухгалтера включена в расходы франчайзера.

Основные характеристики

Чем популярнее бренд, чем выше спрос на него, тем выше процент отчисления. Если город крупный, то он составляет 5-10%, в небольших городах получение высоких прибылей не представляется возможным, поэтому ставки невелики. Иногда компании проводят маркетинговые акции и освобождают франчайзи от платежей на определенный срок с целью поддержать его бизнес.

По франшизе услуг

Более половины ВВП России дает сфера услуг. К этому сегменту причастны туризм, недвижимость, реклама, бытовые услуги, парикмахерские и другое.

Идет рост деловой активности, создаются рабочие места для населения.

В товарной франшизе

Франчайзи на основе договора с головной компанией пользуется правом распространять продукт, который изготавливает франчайзер. Примером может служить изготовитель авто BMW, производитель определенной марки одежды Incanto и так далее.

Размер роялти

Ставка роялти зависит от сферы, в которой она будет применяться. Если величина ставки занижена, франчайзеру грозит банкротство. Если слишком завышена, то франшизу никто не купит. Средний показатель равен 6,5%.

Как деятельности влияет на роялти

Каждая отрасль имеет свои размеры отчислений:

  • для авиационной — от 6 до 10%;
  • для автомобильной — от 1 до 3%;
  • для сельскохозяйственного машиностроения — от 4 до 6%;
  • для металлургической — от 5 до 8% и так далее.

При расчете роялти учитываются следующие критерии:

  1. какие права передаются, на какой территории действует договор;
  2. на сколько франчайзи зависит от владельца франшизы по условиям сделки;
  3. в каком размере необходимы инвестиции;
  4. от объема документации;
  5. объем выпускаемой продукции.

Как рассчитать

Почти все отрасли располагают раскрученными бизнес-практиками. Розничные магазины, салоны красоты, рестораны быстрого питания продают франшизы. По какой цене продавать, диктует общемировая практика:

  • для отельного и ресторанного бизнеса достаточно 4,5%
  • я крупных сетей быстрого питания мирового уровня — от 10%
  • в области продаж недвижимости — 8%
  • для образования — 8 – 9%.

На размер ставки влияет расположение региона и даже маленького пункта. К расчету стоит подходить дифференцированно.

Как формируется и за что оплачивают

Российское законодательство предусматривает оплату royalty предпринимателем (франчайзи) за право пользоваться брендом, но закон не устанавливает способы и нормы платежей.

Размер ставки чаще определяется эмпирически на основе анализа мирового бизнеса. Ставка роялти находится в пределах 0,5 – 15%. За точку отсчета принимают объем реализованного продукта или его цена. Конкретный алгоритм формирования отсутствует.

Роялти оплачивается за такие позиции, как:

  1. Поддержка, консультация, иногда предоставляется индивидуальный менеджер. С любым вопросом франчайзи обращается в головной офис, особенно это актуально в начале пути.
  2. Представители компании периодично контролируют работу владельца франшизы, направляя в исследуемый объект под видом обычного покупателя своих менеджеров. Работа оценивается по чек-листу.
  3. Работая на правах франшизы, предприниматель может пользоваться всеми видами сопровождения – юридического, технического, кадрового. Если возникли проблемы юридического характера, ему не надо нанимать юриста, содержать его, а воспользоваться услугами юридического отдела компании.
  4. В распоряжении франчайзи горячая линия. Звонки от региональных клиентов переводятся в штатном режиме.
  5. Оплата рекламных компаний и соцсетей исполняется за счет франчайзера. Иногда он может взимать взнос и расходовать его на рекламные цели самой компании и подведомственного филиала.
  6. Выполнение принятых обязательств. Предприниматель, покупая франшизу, становится руководителем удаленного офиса. В этом случае в оплату роялти входит стоимость самой услуги, так как ее выполняет головная компания.

Например, офис принимает заявки на установку пластиковых окон. Окна они не изготавливают, а заказывают в главное предприятие. Готовые окна привозят и устанавливают. 50% стоимости заказа идет на покрытие роялти главному предприятию, остальной суммой оперируют программисты при выполнении заказа.

На что распространяется

Компания выступает в качестве продавца франшизы, предприниматель принимает условия договора. С этого момента франчайзи зарабатывает постоянную прибыль, являясь членом раскрученного предприятия. Ему не суждено поднимать собственное дело с нуля, проходя весь путь с набиванием собственных «шишек».

В обязанность предпринимателя входит исполнение всех инструкций, соблюдение готовых и проверенных временем стандартов. Тогда успех и хороший уровень доходности предприятия будут обеспечены. Регулярный платеж – это плата за использование уникальных разработок, за обучающие материалы, помогающие вести бизнес в правильном направлении, за клиентскую базу и за предварительно заработанный успех.

Налогообложение

При организации франчайзинга, цель которой получать роялти, не следует вступать в противоречия с Законом и Правом той страны, где будет функционировать подведомственное подразделение. Это же касается системы налогообложения.

Налоговому обложению подвергается платеж за пользование брендом, а не за право приобрести его. Следовательно, паушальный взнос представляет собой стоимость франшизы и налогом не облагается. Но за каждый роялти, полученный от предпринимателя, франчайзеру придется заплатить в бюджет государства.

С роялти платится 2 вида налога:

  • Налог на прибыль (НДФЛ для физического лица) составляет 20%. Выплачивается франчайзи, так как он является источником роялти, потом взыскивает его у франчайзера. Если компания иностранная и в нашей стране зарегистрирована, то при существующем специальном соглашении все стороны освобождаются от данного вида налога.
  • НДС погашается франчайзером. Если российская организация покупает франшизу у иностранной компании, то НДС платит иностранная компания. Если иностранная компания – франчайзер не зарегистрирована в налоговом органе России, НДС выплачивает франчайзи вместе с роялти. В последующем он взыскивает сумму НДС с продавца франшизы.

Роялти освобождается от НДС в тех случаях, когда передаются права на изобретения, ноу-хау, базы данных, программного обеспечения.

Писатель при написании своего произведения получает гонорар. В последнее время рядом с этим словом стало часто мелькать слово «роялти». Для писателя оно означает выплаты, которые он получает регулярно от организации, временно пользующейся его интеллектуальной собственностью. Авторские отчисления – это и есть роялти для автора.

Иногда предметом договора выступает интеллектуальная собственность, не имеющая материального воплощения. Чтобы передать право пользования результатом интеллектуального труда, нужны особые условия. Они регулируются специальным документом, получившим название — лицензионное соглашение.

Лицензиар – лицо, передающее право пользования, лицензиат принимает это право. Они являются противоположными сторонами одной сделки. Договор между ними содержит подробную информацию о правах и обязанностями, которыми они наделяются. Договор имеет юридическую силу и подтверждается нотариусом.

Если физическое лицо, передав право пользования программным обеспечением компании, получает за это вознаграждение, то это лицо выплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхования.

Юридическая точка зрения

Законодательства большинства стран не дает юридического определения франчайзингу. Термин «роялти» широко эксплуатируется, юристы часто применяют в своей практике, а ставки роялти облагаются налогом.

Экономическое понятие

Роялти представляет собой лицензионное вознаграждение, которое выплачивается периодически в денежном выражении за пользование патентами, авторскими правами, франшизами. природными ресурсами и другими видами собственности.

Проблемы

  • плохо изучен бизнес;
  • завышенный роялти;
  • большой объем работы;
  • плохая франшиза;
  • нет прибыли;
  • помощь отсутствует.

Еще до покупки франшизы обсудите досконально все пункты договора, оцените размер и целесообразность выплат. Есть раскрученные бренды, с которыми легко работать, есть малоизвестные, как темная лошадка. Следует четко представлять, с чем придется иметь дело.

Оцените статью
Beeidea.ru